Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Родительский запрос: ... на сколько влияет темперамент на учёбу? 

 

 

Ответ:  Все дети разные, благодаря индивидуальному устройству нервной системы, точнее, темпераменту.

Так почему же, отправив ребенка в школу, вы требуете, чтобы он стал иллюстрацией к идеальному ученику? 

 

А у меня  темперамент...!

Влияние темперамента на учебу ребенка и учебные результаты

   

Каждый ребенок способен справиться со школьной программой, и для этого необязательно корпеть над уроками до поздней ночи. Достаточно определить, к какому психологическому типу относится ваш ребенок, и найти тот подход, который позволит школьнику быстрее и проще запомнить материал.

 

Наверное, никого не удивляет тот факт, что один ребенок готов часами смотреть на поплавок удочки, а другой и пяти минут не может усидеть на одном месте.

 

 

 

Чтобы понять, как помочь вашему ребенку успешно учиться, надо учитывать особенности его темперамента. Однако, помните – темперамент не воспитывается, а лишь корректируется, т.к. это врожденное качество. Оно определяется силой и скоростью нервных реакций возбуждения и торможения. Т.е., импульсивный малыш или ребенок-тугодум такой не назло вам и не потому, что его не кормили грудью, это своеобразие проявлений психики. Темперамент не оказывает влияния на способности, возможности, интересы или принципы ребенка, он проявляется лишь в поведении, поступках и реакциях.

 

Среди детей практически не встречается «чистых» типов (абсолютного холерика, сангвиника, флегматика или меланхолика), всегда есть преобладание каких-то черт, по которым можно условно определить тип темперамента.

 

Ребенок - Холерик

 

Неугомонный ребенок, обидчив, импульсивен, агрессивен и вспыльчив. Нередко диагноз «гиперактивность» ставят именно маленьким холерикам. Ему трудно усидеть на месте, а 40 минут урока – просто наказание какое-то! В его дневнике всегда красным-красно от замечаний учителей: «выкрикивает с места», «бегал по партам», «невнимателен на уроке» и т.д. Холерику трудно сосредоточится и удержать свое внимание. Зато он схватывает на лету, быстро соображает и стремится во всем быть первым.

 

Что делать: избыток энергии и агрессии гасить на футбольном поле, корте или в бассейне. Тренировать произвольное внимание и усидчивость помогут настольные игры, конструирование, лепка и рисование. Правда, эти тихие забавы смогут занять его максимум на 15 минут. Но в этом деле главное – регулярность.

 

Ребенок - Флегматик

 

Спокойный, невозмутимый ребенок. Рассудителен. Типичный «тугодум», все делает медленно. Трудно вызвать проявление сильных эмоций. Основательно берется за дело, очень работоспособен. На уроках его обычно подгоняют. Малыш с трудом переключается с одной деятельности на другую. Все задания на скорость реакции – не для него.

 

Что делать: тоже отдать на спорт – любые командные игры, танцы, восточные единоборства немного растормошат ребенка и научат быть гибче.

 

Ребенок - Сангвиник

 

Легкий в общении, необидчивый и веселый ребенок. Любит общаться, у него всегда много друзей, оптимист. В учебе не хватает упорства, все, что не получается, малыш отказывается делать. Это те дети, которые ходят в «драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота...» и бросают их при первых же трудностях. Многое не доводят до конца – интерес быстро загорается и быстро потухает.

 

Что делать: нужны любые игры и занятия, которые приводят к достаточно быстрому и видимому результату – конструктор, собирание бус, небольшая вышивка, рисование, аппликация. Если ребенок выбрал какой-то кружок или секцию, поощряйте его, подогревайте его интерес к занятиям.

 

Ребенок - Меланхолик

 

Тихий, робкий ребенок. Часто одинок, не умеет дружить и общаться с другими детьми. Трудно вливается в коллектив. Обидчив и впечатлителен. Погружен в себя, тревожен, стеснителен. На уроках не любит отвечать у доски, теряется и забывает слова от волнения. Гораздо лучше удаются письменные работы.

 

Что делать: и снова спорт – меланхолику подойдут командные игры, соревновательные эстафеты, чтобы ребенок поверил в себя, научился преодолевать стеснение и общаться с членами своей команды. Уверенность в себе придадут и занятия в театральном кружке, ребенок преодолеет волнение и перестанет бояться публичных выступлений.

 

 

 

 

Известный психотерапевт и писатель Владимир Леви настоятельно советует родителям поздравлять ребенка с его первой двойкой. "В школе душа ребенка всегда попытается уцелеть среди оценочного террора", - пишет он. Действительно, будь то завидная пятерка или грустная двойка, оценки остаются лишь сухими цифрами, и каждая мама любит своего двоечника никак не меньше, чем того, кто несет в портфеле полный пятерок дневник. Но иногда за отличную (или хотя бы положительную) отметку все-таки приходится побороться - когда речь заходит об экзамене, четвертной или полугодовой контрольной, самостоятельной работе, словом, любой проверке знаний, по которым педагоги делают выводы об успеваемости вашего чада. Каждый ребенок по-своему реагирует на тот стресс, который создают эти "проверки знаний". А значит, родителям придется набраться терпения и мудрости, а также уточнить, к какому психотипу относится их школьник, и готовить его к испытаниям, вооружившись нашей подробной инструкцией.

Флегматичные, спокойные дети вряд ли станут так же нервничать перед контрольной, как холерики. В зависимости от темперамента своего чада вы можете спрогнозировать, что ему будет даваться с трудом, а в чем он не испытает трудностей в школе. Так, сангвиники, скорее всего, охотнее будут выходить к доске и сами тянуть руку на уроках, в то время как меланхолики с удовольствием отсидятся на задней парте, а холерики и вовсе станут молиться о том, чтобы их не вызвали. Но ориентироваться только на темперамент ребенка было бы недостаточно. Психологи составили типологию личностей в зависимости от ее способности воспринимать информацию. Разобравшись, кем на самом деле является ваш ребенок, вы сможете найти более эффективные методики для его обучения.

 

Логик: развита математическая и логическая доминанта мышления

Вас можно поздравить. Учебные пособия писаны как раз для вашего ребенка. И, скорее всего, у него нет проблем с учебой, в особенности с алгеброй, геометрией, физикой и прочими точными науками. Не исключено, что при этом слегка хромают литература, языки, гуманитарные предметы. Устные выступления и выходы к доске по нелюбимым предметам наводят на него панику, особенно если школьник относится к холерикам или меланхоликам. Но, по подсчетам психологов, дети этого психотипа реже других страдают от неуспеваемости и редко отдают предпочтение только одному школьному предмету,

Как готовиться к проверочным работам?

По любимым предметам этого и не потребуется: он знает их назубок и сдаст на "пять", даже если сегодня паникует и убеждает вас, что наверняка завалится. Накануне контрольной работы постарайтесь создать дома максимально спокойную обстановку, приготовьте вкусный ужин, обязательно с десертом. Испытания по нелюбимым предметам создают логику настоящий стресс. Учитывая все это, помогите ему быстрее и качественнее запомнить материал.

Старайтесь как можно чаще пользоваться таблицами. Структурированная таким способом информация уляжется в голове гораздо быстрее.

Биологию, историю, обществоведение превращайте из текстов в цифры, графики и даже системы уравнений. Стройте графики по приросту и размножению амеб, инфузорий или по численности населения Золотой Орды. Исторические факты хорошо запоминаются в виде уравнений: вместо икса будут первые буквы названия событий или исторических личностей, а вместо коэффициентов при иксе - даты. Так, Наполеон превращается в N, а запись о войне с ним - в 1812 N.

Любые факты, которые нужно запомнить, старайтесь объяснить ребенку с точки зрения логики. Например, "Настасья Филипповна считала себя недостойной любви и потому сбежала с Рогожиным, а он убил ее из ревности". Как можно меньше лишних слов, только суть и краткость.

Предлагайте ребенку записывать краткий конспект по каждому гуманитарному предмету. Пусть пользуется математическими символами, выдумывает собственные знаки или пользуется стенографией.

Готовясь к контрольной по химии, биологии, ставьте практические эксперименты и опыты, исследуйте живую природу. Если понадобится, отправляйтесь в зоопарк перед контрольной по зоологии.

 

 

Зритель: развито визуальное восприятие информации

Переходный тип мышления. С одной стороны, учебники и записи на доске словно придуманы специально для него: смотри и запоминай. Но зрителю необходимы яркие образы, а в скучных таблицах и серых картинках он не видит ничего вдохновляющего. У вашего ребенка, скорее всего, есть сложности с учебой, и, вероятно, это касается математики, языков, литературы, химии, общественных наук. Биология, история, география даются ему проще спасают красочные наглядные пособия, карты, даже потрепанный поколениями школьный скелет. Зато с орфографией у него нет проблем: он просто "фотографирует" слова в книгах и запоминает их написание. "Зритель" относится к разряду хорошистов, но чаще - троечников. Не очень любит выступать перед классом (если только не заводила по темпераменту), но если придется, говорит красиво, используя яркие образы, На контрольных спасается шпаргалками.

Как готовиться к проверочным работам

Разрешайте ему готовить шпаргалки! Только пускай он не записывает, а зарисовывает схематически ту информацию, которую нужно запомнить. Наутро, перед выходом из дома, вы можете смело отобрать все любовно приготовленные шпаргалки: и не сомневайтесь, он отлично запомнил все, что вчера старательно рисовал.

Перед контрольной по самым нелюбимым предметам предложите ему нарисовать только цветовыми пятнами картину собственного настроения, а затем - образ того, что ему нужно знать завтра на контрольной. С вероятностью 90-95% эти картины совпадут... Попросите ребенка расшифровать второй рисунок и показать, что означает каждое цветовое пятно на листе. Скорее всего, он без труда выложит вам весь материал, который завтра будут проверять ("Вот эта точка - теорема Пифагора, я ее помню, видишь, она розовая, а это формула площади трапеции. Тут я плаваю, поэтому все лилово-синее..."). Поверх пробелов в памяти (и соответствующих им пятен на рисунке) напишите ручкой недостающие формулы, даты, названия.

Ту же методику вы можете использовать с другими материалами: пластилином, бумагой, тканями. Попросите ребенка "сплести" историю русско-турецкой войны в виде браслета-фенечки.

Вклейте в учебники ребенка дополнительные белые листы и поощряйте рисование на них по мере чтения. Договоритесь с учителем, чтобы он не запрещал вашему ребенку рисовать в учебнике и на уроках, когда изучается новый материал.

Подберите тематические фильмы (например, от ВВС или National Geographic) или компьютерные презентации на темы, по которым ожидается проверка, и посмотрите их вместе с ребенком.

 

Поэт: развиты лингвистические способности

Ваш ребенок читает взахлеб, тайком или открыто сочиняет сам и может быть замечательным оратором. Вам, как и родителям логика, повезло, поскольку школьная программа ориентирована и на читающих детей. Они хорошо запоминают на слух и получают пятерки по русскому, литературе, языкам и прочим гуманитарным предметам. Точные науки даются сложнее, а на таких уроках, как музыка или рисование, поэтам бывает скучновато.

Как готовиться к проверочным работам

Выдумывайте вместе сказки о прекрасной стране Математике (Физике, Химии, Черчении и т. п.), о населяющих ее гражданах-Цифрах (Атомах, Точках и пр.), правилах этой волшебной страны. В игровой форме вы поможете ребенку усвоить и сложные формулы, и не поддающиеся обычному запоминанию теоремы, законы.

Накануне проверочной работы устройте настоящую дискуссию на заданную тему: пускай ребенок отстаивает общепринятую точку зрения, а вы выдвигайте идеи двоечника, противоречащие здравому смыслу. Стойте на своем: площадь круга вычисляется как сумма квадратов катетов! И дайте ребенку возможность вас разубедить: пускай рисует этот круг, объясняет вам про число пи. Он сам не заметит, как повторит нужную тему наизусть...

 

 

Спортсмен: кинестетический тип восприятия информации

Совсем необязательно, чтобы любимым предметом такого ребенка была физкультура. Это может быть хрупкая Дюймовочка, неспособная лазать по канату и бегать стометровку, но она идеально чувствует собственное тело. Предпочтения в учебе есть, но они не поддаются единому правилу. Такие дети плохо концентрируются, быстро утомляются, сидя на одном месте, и с проверочными работами часто возникают сложности: начав одну задачу, они бросают ее на середине и переходят ко второй, а в результате не решают ни одной...

Как готовиться к проверочным работам

Вашему ребенку хочется понюхать теорему, потрогать углекислый газ и распробовать на вкус сражение с монголо-татарами. Иначе он просто не запоминает информацию. Предложите ему перед завтрашним испытанием наделить домашние осязаемые предметы качествами того, что нужно запомнить. Реферат по географии переместится на кухню, где Гренландия будет сливочным мороженым, а Австралия - лимонным желе. Пускай ребенок дурачится и заучивает формулы, перекладывая с места на место мягкие игрушки или стреляя из водяного пистолета по разным мишеням.

Если ребенку требуется заучить длинный материал, разбейте его на части и разрешайте ему делать перерывы и двигаться, как только освоен очередной фрагмент.

Готовясь к контрольной по физике, химии, биологии, по возможности смоделируйте те объекты, о которых идет речь, или показывайте их действие в быту.

 

 

 

Тест: определите тип восприятия своего ребенка.

Для того чтобы определить, какой тип восприятия информации преобладает у ребенка, а какой хромает, достаточно ответить на наши вопросы. Более 3 "попаданий" в одной из областей и охарактеризуют школьника. Если к его характеру подходит 2-3 утверждения из разных областей, значит, у ребенка развиты различные типы восприятия, и это облегчит его учебу.
Логик
  • В детской (или хотя бы на рабочем столе) всегда порядок, причем ребенок наводит его без вашего напоминания и с удовольствием.
  • Кроссворды, задачки на логическое мышление, ребусы, шарады - любимые его развлечения.
  • Не любит браться за новое дело, не завершив предыдущего.
  • Обожает исследовать причинно-следственные связи между событиями, объектами и пр.
Зритель
  • Подмечает те детали, на которые мало кто обратит внимание.
  • Разбирается в живописи, обладает хорошим эстетическим вкусом.
  • В новой, непривычной обстановке очень быстро начинает чувствовать себя как дома.
  • Отлично ориентируется по карте, не теряется в незнакомых местах, великолепный "штурман".
Поэт
  • Готов сутками напролет слушать радио или работающий телевизор (именно слушать, необязательно смотреть!), разговаривать по телефону, общаться в интернете с друзьями.
  • Стихи, тексты песен, цитаты из фильмов запоминает на лету и регулярно вставляет в разговор.
  • Прекрасный оратор, не стесняется выступать у доски.
  • Отлично объяснит отстающему приятелю те предметы, по которым успевает сам.
Спортсмен
  • Обожает физические нагрузки и активный отдых и спорт.
  • Освоил по меньшей мере один вид ручной работы (вышивание, вязание, роспись по дереву, оригами, плетение и пр.).
  • Предпочитает в одежде свой собственный, ни на кого не похожий стиль.
  • Любит наблюдать за тем, как что-то делается вручную.
Музыкант
  • Интересуется и хорошо разбирается в музыке.
  • Без музыкального сопровождения начинает скучать, включает музыку, даже когда занимается уроками.
  • Знает много песен, точно воспроизводит их мелодию.
  • Хорошо развиты музыкальный слух и чувство ритма.
Вещь в себе
  • Предпочитает уединение шумным групповым занятиям.
  • Мечтательная и созерцающая натура.
  • Устает от суеты, музыки, посторонних звуков, делает уроки только в полной тишине.
  • Ведет дневник, доверяет свои мысли лучшему другу (возможно, домашнему питомцу или игрушке).
Лидер
  • Предпочитает групповые виды активности одиночным.
  • Интересуется жизнью семьи, своих друзей, близких, расспрашивает их, охотно слушает.
  • Тонко чувствует чужое настроение.
  • Любит проявлять инициативу и при необходимости сможет возглавить коллектив ровесников.

Музыкант: развиты музыкальные способности

Этот школьник не мыслит ни дня без песни и очень переживает, что уроки музыки закончились уже к пятому классу. Вы напрасно считаете, что музыка его отвлекает от уроков, и требуете, чтобы он немедленно выключил аудиосистему и взялся за ум. Наоборот, без звуков и ритма он практически неспособен воспринимать информацию... Особенных предпочтений в учебе у этих детей не выявлено: они могут любить и совершенно не понимать как алгебру, так и историю, психологию. Они с трудом выступают у доски, плохо строят фразы, волнуются и забывают элементарные слова. Вся их проблема - в вынужденной тишине и отсутствии музыкального сопровождения. Иногда им достаточно напевать какую-то мелодию во время проверочной работы, чтобы выполнить ее на отлично....

Как готовиться к проверочным работам

Предложите ребенку запоминать математические формулы, физические законы, теоремы, повторяя их в определенном ритме. Та же техника работает при запоминании определений, правил русского языка.

Главный герой фильма "Я вас любил" заучивал "Евгения Онегина", танцуя и накладывая стихи на музыку. Предложите этот способ вашему ребенку.

Сочиняйте вместе песенки на тему школьных предметов. Английские неправильные глаголы отлично рифмуются и укладываются в строчки, а придумать под них мелодию еще проще.

 

 

Вещь в себе: внутренне-ориентированный тип личности

Он отлично знает себя и не очень-то стремится делиться своими секретами с вами. Легко заводит новые знакомства со странными людьми (например, дворником-философом) и наверняка ведет дневник, куда записывает свои переживания. У вещи в себе превосходная интуиция, но в учебе они почему-то редко доверяют ей. Любимый предмет - один или два (нередко - из-за харизматичного педагога), остальные буквально идут из-под палки. При этом он никогда не станет списывать и просить помощи у одноклассников, считая это ниже своего достоинства. Часто выбивается в отличники, но не от любви к знаниям, а потому, что это выглядит благородно и выделяет его среди одноклассников.

Как готовиться к проверочным работам

Как можно меньше вмешивайтесь в учебу: у вещи в себе чувство ответственности и желание быть лучше "серого большинства" развито чересчур сильно, и они просто не позволят себе учиться плохо и не выучить домашнего задания.

Если какой-то предмет действительно сильно хромает, наймите репетитора. При этом ищите такого преподавателя, который будет симпатичен ребенку.

Поскольку у таких детей повышена тревожность, их важно успокоить накануне проверочной работы. Вы можете вместе рассматривать звезды или рыбок в аквариуме, предложить помечтать о летнем отдыхе или подарке на день рождения.

 

 

Лидер: внешне ориентированный тип личности

Тусовщик по натуре, заводила, гиперактивный, жизнерадостный, веселый ребенок. Он способен быть двоечником с той же легкостью, как и отличником, может любить один предмет сегодня и ненавидеть его завтра. Учеба дается ему легко вне зависимости от успеваемости, поскольку главное для него в школе - это люди. Если педагоги и коллектив ему симпатичны, он будет приносить домой хорошие отметки, но стоит появиться нелюбимому, "вредному" учителю или сменить школу и попасть в неродной класс, как дневник запестрит двойками.

Как готовиться к проверочным работам

Как и в случае с поэтом, перевоплощайтесь в бестолкового двоечника и требуйте, чтобы ребенок разъяснил вам суть той темы, которую он готовит к контрольной. При этом вы можете чистить картошку, ронять ножи, невпопад вставлять охи-ахи и перебивать его. Чем больше препятствий, тем с большим энтузиазмом он будет пытаться "вдолбить" в вас свое знание.

Разыграйте похожую сцену вместе с мужем. Пускай один из вас отстаивает правильную точку зрения, а второй ему противоречит. Привлеките к улаживанию спора ребенка ("Понимаешь, мы тут поспорили: кто такой Базаров?"). Не сомневайтесь, что школьнику удастся и примирить вас, и успешно повторить материал.

Готовимся вместе
Чтобы с честью выдержать предстоящее испытание, будь то сложный диктант или рядовая контрольная работа , вам предстоит:
  • потратить несколько часов для изучения школьного учебника, чтобы освежить в памяти тему проверочной работы. Сегодняшним школьникам могут преподносить материал не совсем так, как во времена вашего детства. Разберитесь в теме в ее современном изложении;
  • подготовить список контрольных вопросов по теме. Выбирайте тот способ ответов, который является слабым местом для вашего ребенка. Если он теряется, выступая устно у доски, проверяйте его знания устно, даже если его ждет письменная работа. И, наоборот, попросите его отвечать на ваши вопросы письменно, даже если готовитесь к устному докладу;
  • успокоить ребенка, если он запинается и делает ошибки на этой домашней репетиции. Иногда случается, что от школьных стрессов дети перестают соображать и даже падают в обморок. Объясните ребенку, что волнение отступит, как только он придет в класс и получит задание. Сделайте акцент на том, что, какую бы оценку он ни принес домой, всегда есть возможность пересдать неудовлетворительную работу, а вы любите его, невзирая ни на какие отметки;
  • придумать свою технику ответов на вопросы, запоминания сложных формул и цифр. Пользуйтесь приемами мнемотехники, зарисовывайте или придумывайте смешные стихи, чтобы что-то запомнить. Не стесняйтесь экспериментировать - если ваш ребенок запоминает английские слова танцуя, значит, танцуйте вместе с ним и на каждый шаг заучивайте новое слово. В этом случае важен не процесс, а полученный результат;
  • предложить ребенку как можно больше пищи для ума: включите в его рацион сложные углеводы, обеспечивающие равномерный приток глюкозы в кровь и поддерживающие мозговую активность (овсянка, цельнозерновой хлеб, орехи, овощи, коричневый рис). Снять волнение помогают также продукты, богатые витаминами группы В (орехи, шпинат, капуста брокколи, говядина), антиоксиданты (темный шоколад), витамин С (киви, сладкий перец, помидоры, цитрусовые);
  • следить за тем, чтобы накануне тестирования ребенок хорошо высыпался, а не пытался до полуночи доучить формулы или стихотворение. Научите его рационально планировать время.
Статья предоставлена журналом
Домашний очаг

 

 Темперамент учителя и  стиль его работы.

 Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности к данному виду труда и его направленности.


Стиль работы — это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

Холерик
 наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех.

Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач — а они в период обучения у него бывают часто — он может принять опрометчивые решения.
Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматику
 наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе.

Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхолик в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности — полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой — при подавленном.
Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.