Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Классный час для родителей: Что толкает детей на воровство, и как родителям на это реагировать?

Что почитать детям и обсудить:

 

 

 

Олеся Емельянова

Мишуткин мячик

(сказка для малышей)

Однажды мама с папой подарили медвежонку новый мячик. С одной стороны он был красным, с другой стороны синим, а по середине у него была белая полоска, которая никогда не кончалась. Мишутка очень обрадовался и сразу же побежал на большую поляну играть с друзьями. Там под елкой его уже ждал лисенок.

– Чего это ты такой радостный? – спросил он.

– Отгадай, что мне подарили?

– Конфету? – лисенок принюхался и фыркнул.

– Нет! Мячик! – медвежонок подбросил его вверх.

– Какой хорошенький, – лисенок бросился вперед, поймал мячик и прижал его к себе обеими лапами. – Как я тебе завидую!

– Завидуешь? – удивился медвежонок. – Ты же говорил, что у тебя есть целых два мячика. А у меня только один.

– Зато он у тебя совсем новенький!

– Давай играть! – предложил Мишутка. – Бросай мне.

Но лисенок так высоко подбросил мячик, что медвежонок не смог его поймать, и мячик укатился в кусты.

– Я сбегаю, – с готовностью предложил лисенок.

– Нет, я сам, – Мишутка полез в овраг. – Лови!

Лисенок опять так высоко подбросил мячик, что Мишутка снова его не поймал.

– Так нечестно! – обиделся он. – Я что, так и буду по кустам лазить?

– Ты не обижайся, я не нарочно. Ты подожди меня здесь, а я сейчас сбегаю, – и лисенок скрылся в зарослях.

Лисенка долго не было, а когда он вернулся, вид у него был очень расстроенный.

– А где же мячик? – спросил медвежонок.

– Его там нет! Я все обыскал, даже овраг с ежевикой, – лисенок сел на траву и начал вынимать колючки из своего пушистого хвоста.

– Как же так? – расстроился медвежонок и сам полез в овраг.

Он обшарил все кусты и даже заросли крапивы, но мячика, действительно, нигде не было. Наконец, лисенок, наблюдавший за поисками с края оврага, предположил:

– Наверное, его воры украли!

– А кто такие воры? – испугался Мишутка.

– Разве ты не знаешь? Это такие звери, которые берут все, что плохо лежит? Наверное, кто-то из них увидел, что у нас мячик укатился, украл его и убежал.

– Как это украл? – не понял медвежонок.

– Ну, взял себе. Насовсем!

– А зачем убежал? – Мишутка совсем запутался.

– Отдавать не хочет!

– Значит, у меня больше не будет мячика? – медвежонок сел на траву и заплакал. – Так нечестно, это же мой мячик! Мне его подарили!

– Ну, чего ты так расстраиваешься. Подумаешь, мячик украли, – пожал плечами лисенок.

Медвежонок перестал плакать, почесал в затылке, а потом спросил:

– А если вора попросить, он мне его вернет?

– Не думаю, – ответил лисенок. – Да и как ты узнаешь, кто вор?

– Ну, кто-нибудь же видел, как он взял мой мячик!

– Никто не видел! – уверенно заявил лисенок. – Вора еще никто ни разу не видел!

– А я хочу увидеть. Хочу обратно мой мячик!

Лисенок задумался.

– Вот что, нам нужен подозреваемый! Ты кого-нибудь подозреваешь? – лисенок пристально посмотрел на медвежонка.

– А это как?

– Ну, ты думаешь, что это он украл… Например, заяц!

– Нет, заяц бы не взял, – замотал головой медвежонок. – Он мой друг.

– Ладно, если ты не хочешь его подозревать, давай подозревать кого-нибудь другого. Придумал! Это волк!

– Почему волк? – удивился Мишутка.

– Все очень просто! Если украл, значит, поступил плохо! Если поступил плохо, значит, злой! А самый злой у нас в лесу волк!

– Ну, тогда я пошел!

– Куда пошел? – лисенок схватил Мишутку за лапу.

– К волку. Пусть он вернет мой мячик.

– Не надо! – испугался лисенок. – Он же тебя съест! Пообещай мне, что не пойдешь к волку!

– А как же мячик? – заупрямился медвежонок.

– Какой же ты глупый! – возмутился лисенок. – Ты что, хочешь из-за какого-то мячика угодить в пасть к волку?

– Нет, не хочу.

– Тогда иди домой, а завтра приходи на большую поляну. Придешь?

– Приду! – грустно сказал медвежонок.

Лисенок убежал обедать, а медвежонок задумался, куда ему пойти. Если он вернется домой, тогда его обязательно спросят, где мячик, и будут ругать. Этого Мишутке совсем не хотелось, и он пошел к волку.

Медвежонок, конечно, знал, что волка все боятся, но сам не боялся. Наверное, потому, что его мама с папой никого в лесу не боялись. Мишутка шел по тропинке к реке и только начал напевать свою любимую песенку, как вдруг услышал, что кто-то плачет. Раздвинув высокую траву, медвежонок увидел зайчонка.

– Тебя кто-нибудь обидел? – спросил Мишутка.

– Не-ет!

– Ты что, просто так плачешь?

– Не-ет! – еще громче заплакал зайчонок.

– Да что случилось-то?

– У меня прыгалки были, совсем новые. Я оставил их здесь, на полянке. А когда вернулся, их уже не было. Лисенок сказал, что их волк украл.

– А у меня волк мячик украл. Я иду к нему, пойдем вместе, – предложил медвежонок.

– Не-ет! Я боюсь, он меня съест.

– Не бойся, не съест, – пообещал Мишутка.

– Тебя, может, и не съест, а меня съест! – зайчонок прижал ушки.

– Ладно, я один пойду. Я никого не боюсь. Попробует он мне только не отдать твои прыгалки, я ему покажу! Жди меня на большой поляне. Я скоро.

Зайчонок перестал плакать, а медвежонок отправился дальше по тропинке.

Вскоре медвежонок вышел на берег, и ему показалось, что под мостом кто-то всхлипывает. Он спустился к воде и увидел в зарослях камышей маленького енота.

– Ты чего плачешь? – спросил медвежонок.

– Я мыл лапки и оставил свой сачок на берегу. А когда я вернулся, сачок украли.

– Тогда пойдем со мной, – предложил Мишутка.

– Куда? – спросил енот.

– К волку. Попросим, чтобы он отдал мой мячик, заячьи прыгалки и твой сачок, – пояснил медвежонок.

– Нет, я не пойду, – енот от страха перестал плакать. – Волк меня съест, он всех ест!

– Ладно, жди меня на большой поляне, – и медвежонок зашагал дальше еще решительнее.

Он шел и думал о том, что когда вырастет, то обязательно прогонит из леса всех воров, и никто не будет обижать малышей. Медвежонок представил себя таким большим и таким сильным, как его папа-Медведь… нет, даже еще больше, и только начал думать, как он будет выгонять совсем маленького волка из лесу, как оказался прямо перед домом зайчонка.

Из окошка выглянула зайчиха и спросила:

– Ты не видел моего Ушастика? Давно обедать пора, а его все нет и нет!

Мишутка задумался. Если он скажет, что видел зайчонка, его мама найдет его и будет ругать за прыгалки. А если он скажет, что не видел, он соврет, а врать нехорошо. Это каждый зверь в лесу знает! Поэтому медвежонок ответил:

– Не скажу, – и поспешил дальше по тропинке.

Зайчиха очень удивилась, но тоже ничего не сказала.

Справа от тропинки росли колокольчики, а слева в камышах весело квакали лягушки. Тропинка привела Мишутку в самую чащу леса. Здесь было темно даже днем, а от сырости всюду росли ярко-красные мухоморы. Мишутка подошел к волчьей избушке и постучал. Из окна выглянул волк со сковородкой в руках. Мишутке вдруг стало очень страшно, и он, наверное, убежал бы, если бы не пообещал друзьям вернуть их прыгалки и сачок.

– Волк! Отдавай мой мячик, заячьи прыгалки и сачок енота! – выпалил медвежонок. – Ты вор! Я знаю, что это ты все украл.

– Послушай, малыш, – сказал волк. – Мне очень жаль, что у вас пропали игрушки, но я ничего у вас не брал. Если хочешь, заходи и посмотри.

– Ладно, – медвежонок зашел в избушку и самым тщательным образом осмотрел все углы. – Как же так! – огорчился он. – Ты же злой!

– Ну, злой, – согласился волк. – Но если я злой это еще не значит, что я вор!

– А лисенок сказал, что это ты взял, – Мишутка начал осматривать стены, потом даже взглянул на потолок, но никаких игрушек и там не нашел.

– Ну, если он так сказал, – нахмурился волк, – значит, у него должны быть доказательства.

– Как это? – не понял медвежонок.

– Ну, улики.

– А что такое улики?

– Например, я залез в хлев, схватил овцу, а когда прыгал через забор, зацепился. Там остался клочок моей шерсти. Это и есть улика.

– Понятно, – сказал Мишутка. – А если я найду улики, ты вернешь мне мячик?

– Верну, – пообещал волк и закрыл за ним дверь.

Медвежонок еще немного постоял в нерешительности перед домом волка. Ведь лисенок сказал, что украл волк, зайчонок его подозревает, и енот тоже, а значит, так оно и есть! Надо всем вместе пойти к лисенку и попросить у него какие-нибудь улики. И Мишутка поспешил обратно самой короткой дорогой.

Когда Мишутка пришел на большую поляну, его сразу же обступили друзья.

– Как хорошо, что ты вернулся, – обрадовался зайчонок.

– А мы думали, что тебя съел волк, – сказал енот почему-то шепотом.

– Мы тебя так ждали, так ждали! – обнял Мишутку зайчонок. – Постой, а где же мои прыгалки?

– И мой сачок? – огорчился енот.

– Волк не отдал, – вздохнул медвежонок. – Он сказал, чтобы мы взяли у лисенка улики и доказательства.

– А что это? – хором спросили енот и зайчонок.

– Шерсть на заборе, – туманно ответил Мишутка и зашагал по тропинке в сторону большого дуба.

Дверь зверятам открыла лиса.

– А где лисенок? Нам очень надо его спросить, – пробормотал зайчонок и спрятался за спины товарищей.

– Он вон там, за домом на полянке играет, – ответила лисица.

Медвежонок, зайчонок и енот поспешили туда, и увидели лисенка, играющего в Мишуткин мячик, а рядом на траве лежали сачок и прыгалки.

– Вор! – хором воскликнули малыши.

Лисенок увидел их, схватил игрушки и бросился бежать.

– Держи вора! Хватай его! – закричали медвежонок, зайчонок и енот и бросились за ним.

Когда лисенок почувствовал, что его догоняют, он бросил сначала сачок, потом прыгалки и, наконец, Мишуткин мячик. А пока малыши подбирали свои игрушки, лисенок благополучно добежал до реки и спрятался в густых камышах. Он просидел там до самого вечера, пока не убедился, что его никто не станет искать. «Какие противные, – думал он про себя. – Из-за каких-то дурацких игрушек чуть шкуру с меня не спустили. Ревы-коровы! Жадины-говядины!»

На следующий день лисенок проснулся поздно, позавтракал и как обычно отправился на большую поляну. Там уже играли в мячик енот, медвежонок и зайчонок.

– Привет, а вот и я! – сказал лисенок, как ни в чем не бывало. – Я тоже буду играть.

– Уходи отсюда! – закричали на него малыши. – Ты вор! Мы с тобой не хотим дружить! Уходи, а то получишь!

– Подумаешь, ну и не надо! – ответил лисенок и побрел домой.

– А почему ты не играешь с друзьями? – спросила его мама.

– Что-то не хочется, – пробурчал он и сел у окна.

Прошло несколько дней, и лисенок совсем загрустил. Стоило ему выйти из дома, как все звери и птицы начинали кричать ему вслед: «Воришка – на голове шишка!»

– Сходил бы ты погулял. Может, ты заболел? – беспокоилась мама-лиса.

Но лисенок только вздыхал. Ему очень хотелось поиграть с друзьями и забыть обо всем, что случилось. Если бы он знал, что так получится, то ни за что бы не взял ни мячик, ни сачок, ни прыгалки.

Как-то утром лисенок прокрался на большую поляну, спрятался в кустах и стал наблюдать, как зайчонок, медвежонок и енот прыгают через скакалку. Лисенок не выдержал и робко вышел из кустов.

– Простите меня, пожалуйста, – сказал он и опустил голову. – Я никогда больше так не буду! Правда, правда… Хотите, я подарю вам свою пирамидку, машинку… и неваляшку тоже? Даже побейте, только простите меня! – и лисенок громко заплакал.

– Ладно, не плачь, – обнял его Мишутка. – Мы больше на тебя не обижаемся.

– Давайте вместе ловить бабочек, – предложил енот и протянул лисенку свой сачок.

С тех пор лисенок больше никогда не воровал игрушки у своих друзей.

Подводим итог классного часа: 

 

 

Ребенок постоянно берет чужие вещи (и не только игрушки). Эта животрепещущая тема, на мой взгляд, состоит из нескольких самостоятельных проблем и имеет несколько причин. Найдя первопричину такого поведения ребенка, можно назначить «лекарство», то есть провести профилактику воспитательно-образовательной работы и коррекцию поведения ребенка.

 


Итак, первое. Ребенок дошкольного возраста повторяет и делает то, что делают значимые взрослые в окружении ребенка. Это могут быть родители, бабушки - дедушки, тети-дяди, старшие  сёстры - братья, любимые персонажи мультфильмов и пр.
Исходя из этого утверждения, надо побеседовать с ребенком и с родителями и узнать, кто или что оказывает негативное влияние на ребенка.

 


Очень важно, чтобы беседа носила доброжелательный характер и вопросы были корректные. Мы хотим помочь ребенку, а для этого просим помощи у родителей. Нам надо узнать, что родители думают по этой проблеме, знают ли, что она у ребенка есть.

 

1.Знают ли родители, что хочет ребенок?  Просит ли ребенок купить ему понравившуюся игрушку?

 

2.Покупают ли родители то, что просит ребенок? Какие игрушки (вещи) покупают родители?  Чем обусловливают СВОЙ выбор?

 

- отдали родственники (кто-то отдал),
-нет денег на детские игрушки,
-мало ли чего он хочет…
3.Контролирут ли ребенка: что он приносит из детского сада?
4.Разрешают ли ребенку  брать и приносить домой чужие вещи? Как  поступают в такой ситуации: просят вернуть завтра же, не разрешают вообще, не обращают внимания?

 


Надеюсь, принцип понятен. Теперь сравните ответы ребенка и родителей. Чаще всего уже на этом этапе становится ясно, где лежит камень преткновения, в чем проблема ребенка и в чем проблема родителей.

 


Второе. Какие бы ответы вы не получили, совершенно ясно и понятно: у ребенка не сформированы  нравственные, правовые и  экономические представления и  понятия. Вот этим вам надо и заняться, причем систематически, а не раз от раза. В возрасте шести лет ребенок имеет негативный опыт, который неоднократно был подтвержден. У ребенка сформированы СВОИ представления по  поводу чужих вещей.

 


И здесь опять надо очень корректно подойти к решению вопроса. Не редко бывает так, что один ребенок другому не дал поиграть и второй ОБИЖАЕТСЯ и МСТИТ. Но на самом деле игрушка принадлежит первому, он просто не может это доказать, потому что второй - более активный и коммуникабельный, но с низким нравственным потенциалом, подговорил детей. Не наступите на эти грабли.

 


Воспитательница или родители выступает  в роли судьи и их задача – обеспечить презумпцию невиновности двум сторонам. Поэтому, не торопясь, спокойно и уверенно, расставляем все точки по местам. Как?

 


В течение недели по утрам проведите неделю любимой игрушки. (Назовите, как удобно и как нравится вам). Предложите детям приносить маленькую любимую игрушку и,  войдя в группу, рассказывать о ней.  Это занимает не более минуты. (со временем)
Предложите план рассказа:

 

  • Как называется?
  • Из каких частей она состоит?
  • Какого цвета?
  • Какого размера?
  • Как в нее можно играть?
  • За что (почему) ты ее любишь?
  • Кого из детей, ты пригласишь поиграть с ней?

 

С одной стороны, вы научите детей рассказывать  (составлять рассказ), а с другой стороны, уже утром вы будете знать, кто какую игрушку принес.

 


Провести  серию бесед (назовем их «Моё и чужое») о том, что у каждого человека есть личные вещи. Это и зубная щетка, и одежда, и игрушки. И каждый человек бережет и дорожит своими вещами. Он может пользоваться только сам (щетка, носовой платок), а может  поделиться и дать поиграть другому (игрушка).

 


Но эти вещи детям покупают родители. Они работают, получают за свою работу деньги и на свои заработанные деньги покупают СВОЕМУ ребенку все необходимое. Определите самые важные вопросы для вашей группы и для ваших детей.  И позвольте детям высказаться. Вы многое поймете.

 


Рассказать надо и том, что брать без  разрешения – плохо. В нашей стране закон защищает собственность людей. 
Особо обратите внимание на чувства, которые возникают у ребенка в процессе конфликта:
- Ты попросил и тебе дали поиграть. У обоих хорошее настроение, улыбки на лицах, вы радостные и светитесь от счастья.
-Ты взял без спроса. У всех плохое настроение, кошки на душе скребут, кто-то плачет. Это плохо, безнравственно.

 


И если тебе очень хочется иметь игрушку, попроси родителей, попроси ребенка - хозяина игрушки, дай ему свою игрушку (разобрать всевозможные ситуации). Спросите у детей. Это такие юристы и психологи! Они лучше нас знают, КАК добиться желаемого.
А в заключении покажите  работающие приемы, слова, с помощью которых можно просить и возвращать понравившиеся игрушки. И проведите игру-практикум «Как попросить? Как вежливо отказать, чтобы не обидеть?»(Ты – хороший, красивая, но я играю в эту игрушку сам (сама), с подругой(с другом).Не обижайся.)

 


Очень часто именно НЕУМЕНИЕ вежливо СКАЗАТЬ, вызывает негативные чувства у детей и порочный круг конфликтов.

 


Лично мне всегда помогает  ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ. Да, это не просьба.

 


Это правило, о котором я рассказываю детям и сообщаю родителям. Вместе при единстве требований детского сада - школы-семьи  у детей никогда не возникает желания и мысли нарушать их. 

 


Правило такое.

 

  • Из детского сада (из школы) игрушки не брать: поиграл – убери на место. («Каждой вещи – свое место»)
  • Хочешь поиграть в чужую игрушку - вежливо попроси.
  • Если тебе отказали, не обижайся. Это ЧУЖАЯ вещь и  её хозяин в праве тебе отказать.
  • Найди себе друзей, которые будут с  тобой делиться. Или найди себе более интересное занятие. Тогда к тебе обязательно потянуться друзья и будут  собой играть вместе.
  • Я – твоя самая лучшая подружка (лучший друг), давай с тобой поиграем… (предложите игру или игрушку).

 

И понаблюдайте, что произойдет. Авторитет лидера  ( в данном случае – воспитательницы) помогает детям с другой стороны взглянуть на ребенка с низким  социальным статусом. Чаще всего таких детей и не принимают в игру и не делятся с ними ничем. А они в отместку вредничают, не зная, как добиться заветного и сильно желаемого. И порой выдумывают о том, что чужая вещь – принадлежит именно им.

 

Третье. Используйте всевозможные  сюжетные игры с правилами. Не путайте с самостоятельными ролевыми играми детей. Эти систематические игры носят определенную цель – сформировать нравственные представления ребенка и упражнять детей  в  применении и использовании полученных  нравственных знаний.

 

Например, «Гараж», «Правила дорожного движения», «ГАИ», «Путешествия». Поскольку проблема с мальчиком, мы и выбираем тематику игр, интересную мальчикам.

 

Определите МЕСТО (где будем играть), определите роли (кто кем будет и что входит в круг  его обязанностей - что он делает), распределите роли - сегодня завгаром будет Ваня, а завтра гаишником будет Петя и зафиксируйте внимание детей на том,  Как стоят игрушки. Это правило - игрушки стоят здесь и именно так и после игры каждый убирает их на место.

 

Всегда подводите итог игры и акцентируйте внимание детей на той задаче, которую преследовали вы. Например, игрушки убраны по местам. Хорошо. Все играли дружно, у всех хорошее настроение. Замечательно! Развивайте положительные эмоции детей!!!

 

Именно в игре  формируются нравственные представления,  такое  ролевое поведение и такая речь детей, которые способствуют  развитию:

 

  • Нравственных действий - умению детей публично положить (убрать, поставить) на определенное место вещь - игрушку, играть аккуратно и т.д.,
  • Коммуникативных способностей – вежливо договориться о своей нужде,
  • Бесконфликтное поведение.

 

Сколько раз надо играть?

 

Некоторым детям достаточно пяти-семи раз. Есть дети, которым требуется повтор в 17-25 раз. Научите играть  детей в несколько сюжетов игры, поддерживайте интерес к игре и постепенно игровые и нравственные умения детей вас начнут радовать.

 

Если причины поведения ребенка были установлены верно, то и последующая работа принесет положительный результат.

 

Что делать, если ребенок по-прежнему берет чужие вещи?

 

В том случае, если после СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ  воспитально-образовательной работы,  вы не получите положительного результата, конечно, надо обратиться за помощью к психологу или старшему воспитателю детского сада.

 

Проблема осталось и ее надо решить другим методами. Провести более детальное и специальное обследование и выявить первопричину такого поведения ребенка.

 

Информация к размышлению.

 


Клептомания (от греч. klépto — краду, похищаю и mania — безумие), неодолимое, периодически возникающее болезненное влечение к воровству. Симптом психического расстройства, относимого к импульсным влечениям.

 


Помогает разобраться в первопричинах  нашей проблемы  Горбушина Ольга Петровна, Психолог Медико-психологического центра индивидуальности

 


Психологические особенности детской и подростковой клептомании как социальное явление

 


В один ужасный момент мы вдруг замечаем, что из нашего кошелька исчезла крупная сумма денег. Вроде бы ничего не покупали, никуда не выходили, супруг не брал. Дальнейшее выяснение обстоятельств показывает, что исчезли они именно из дома, и вторая половина здесь ни при чем… Потрясает страшная мысль: "Вор! Вор в собственной семье!" Да не кто-нибудь, а свое собственное, обожаемое, любимое чадо нанесло удар в спину. Верить не хочется, на многочисленные "ПОЧЕМУ" ищем советы друзей, психологов, читаем соответствующую литературу, и тогда всплывает этот непонятный диагноз - клептомания.

 


Звучит как обухом по голове. Чтобы рассеять ложные стереотипы и действительно понять причины, почему это произошло, рассмотрим некоторые факты, предшествующие развитию клептомании.

 


Клептомания - это неосознаваемое стремление человека присвоить себе не принадлежащие ему вещи, предметы, деньги.
Одним из определяющих факторов возникновения клептомании считается врожденный - генетический. Но далеко не всегда "непреодолимое болезненное стремление к воровству" является генетической предпосылкой, так же как и факт воровства денег не является симптомом истинной клептомании. Очень многое зависит от психологических особенностей ребенка и от самих родителей.
Давайте определим, какой мы сами внесли вклад в эту ситуацию и какие наши действия повлекли за собой такие последствия.

 


Роль отца в семье, или не все решают деньги

 


В современных семьях роль отца очень часто заключается в зарабатывании денег для поддержания материального благополучия семьи. Отец - кормилец, а все воспитательные функции возлагаются на мать. И действительно, после утомительного рабочего дня хочется отдохнуть, расслабиться, да и просто посмотреть телевизор.

 


Уже  не до детских рассказов об очередной отметке в школе, бурных эмоций или долгих разговоров. На это есть мать. Поэтому общение с ребенком часто ограничивается красивой игрушкой, карманными деньгами, сладостями. "Я его люблю, поэтому я о нем забочусь, я его обеспечиваю" - думает взрослый.

 


Дети, к сожалению, а, может, к счастью, воспринимают окружающий мир по-другому. Далеко не на первом месте для них материальное благополучие, это просто обязательный факт их жизни. А вот чего действительно они жаждут и к чему стремятся - так это внимание, любовь и общение с любимым человеком. Общение, не опосредованное игрушками и конфетами, а живое, эмоциональное, доверительное. Через теплое, близкое общение с родителями ребенок получает энергию, душевное равновесие, чувство защищенности и безопасности, чувство, что он любим.

 


А ребенок привыкает к тому, что внимание, ласка, любовь - это красивая игрушка, дорогая вещь, деньги. Но природное стремление к человеческому теплу не искореняется.  Возникает(хотя и не осознается совсем) щемящее чувство утраты самого важного. Ребенок стремится заполнить болезненную пустоту и выбирает тот способ, к которому он приучен, к которому он привык - он  берет деньги. Вначале незначительные суммы, затем все больше и больше. До тех пор, пока не замечать этого уже не возможно…

 


Вот так родитель сам приводит в действие механизм "материальной" любви, такой не свойственной ребенку, которая ударяет по нему же своей оборотной стороной.

 


Но в жизни есть причины, по которым действительно сложно уделять много времени ребенку. Например, из-за рождения второго или более младшего ребенка.

 


Рождение младшего ребенка

 


С рождением другого малыша перестраивается весь уклад семьи, на ребенка уже возлагается больше ответственности или, если не ответственности, то роль старшего. Естественной в данной ситуации будет ревность, что ему уделяется меньше внимания, времени. Такова субъективная оценка ребенком происходящих в семье событий.

 


В такой ситуации ребенку обычно легче адаптироваться к новым условиям, если до этого он был приучен хотя бы в некоторой степени к самостоятельности, обучен  навыкам самообслуживания (например, если маленький ребенок, то одеваться самостоятельно, а если более взрослый, то и помогать посильно родителям).

 


Тогда легче и самим родителям, и ребенку, так как в его сознании уже сформированы начальные понятия о человеческих правах и обязанностях. Ему легче будет принять новые условия, при которых в силу сложившихся обстоятельств на него будут "смотреть как на взрослого".

 


 Вообще, включенность ребенка в дела семьи: разделение вместе с родителями семейных радостей, возможно, трудностей (конечно, до определенной степени) развивает ответственность, делает ребенка "сопричастным" и значимым для своей семьи. Ребенок ощущает тесную, неразрывную связь себя с родителями, учится сопоставлять свои потребности с их, учится взаимодействовать в коллективе.  Это  позволяет быстрее и гармоничнее приспосабливаться к новым условиям, проникнуться ситуацией.

 


Сложнее обстоит дело, если до рождения более позднего малыша ребенок был центром внимания всей семьи. Его нужды, потребности воспринимались взрослыми, как немедленный посыл к действию, а не как повод для размышлений. "Теряя" позицию самого "важного" в семье, ребенок, следуя собственной логике, решает, что его не любят, что он больше не нужен.

 


Здесь также может сработать механизм компенсации. Не получая столько же внимания от родителей, как прежде, ребенок начинает брать его. Это может вылиться в капризы, отставание по школьным предметам, излишнюю привязчивость, а также воровство, как один из способов привлечь к себе внимание родителей. Ребенок не осознает, почему он так поступает, поэтому никакие логические доказательства и вопросы, почему он так поступил, в данной ситуации не помогут.

 


Вот наиболее распространенные причины, которые могут послужить развитию детской клептомании. Мы не рассматривали наиболее очевидные случаи, когда ребенок воспитывается в среде, где присвоение чужого скорее является нормой жизни, чем нонсенсом.

 


Мы обратили внимание на "подводные камни", которые могут подстерегать родителей даже из внешне благополучных семей. В любом случае нужна квалифицированная помощь грамотного психолога, чтобы выявить истинную причину, послужившую предпосылкой действий ребенка в вашей семье, и составить программу совместных действий всей семьи.