Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 Учитель. Строгий? Добрый?

 Учитель должен быть в первую очередь объективным!

 Суть воспитания заключается в том, что соблюдение моральных общественных норм и правил должно стать делом добровольным, зависящим от внутренних мотивов, а не результатом  бесконечного надзора! 

 

"Милосердие – это этическая позиция учителя по отношению к объекту его работы, способ восприятия.

Там, где присутствует милосердие, – там воспитание. Там, где милосердие отсутствует...,– там дрессировка!"

                                                                               Аркадий и Борис Стругацкие.

 

О фильме

 

Ссоры детей обычно заканчиваются оплеухами или шумными драками. У взрослых все гораздо хуже - их конфликты могут перерасти в настоящую войну. Задиры и задаваки Захари и Итэн даже не подозревали, что натворила их школьная вражда. Сами того не желая, они разбудили древнего бога Резни, который заставил расплачиваться за проделки мальчишек их родителей.

 

Феномен детской жестокости: причины и последствия.

Предметный разговор.

Начинаю разговор с привычного и даже стереотипного вопроса: «Как могут дети – с минимумом жизненного опыта – быть настолько жестокосердными?..»

Жестокость среди детей и подростков приобретает масштабы национального бедствия. Хроники школьных драк, убийств и изнасилований пугают даже видавших виды следователей. Что происходит с нынешними детьми, и где искать причины такой агрессии?

 

«Поговорим о детской жестокости и о ее причинах, – говорит детский психолог Марина Звягинцева, – детская агрессия может быть двух «видов» – фрагментарная и устойчивая.

Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение вообще-то не свойственно. Типичный пример фрагментарной жестокости: неожиданная агрессия, которая направлена на близких – на братьев-сестер, на бабушек-дедушек. Или на маму, которая потом удивляется: «Папу совсем не видит, но нежен с ним, а я для него все делаю, а он в ответ грубит!» А ведь тут все понятно: шесть-семь лет – возраст переломный. Ребенок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его глазах интерес: а что будет, если я сделаю то-то и то-то? С помощью агрессивных выходок дети подчас определяют для себя границы дозволенного.

Что касается устойчивой жестокости – это несомненный сигнал беды! Как правило, она проявляется по отношению к каким-то группам (либо ко всем детям, либо к животным, либо ко всем взрослым) и связана уже не с возрастом, а с личными особенностями ребенка. Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования или издевки, или гиперопека. И является той формой поведения, через которую ребенок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие. Тогда как обычный ребенок сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому».

Кроме того, по словам специалиста, детская жестокость бывает неосознанной и осознанной.

Неосознанная жесткость проявляется, как правило, в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не в полной мере осознает, что делает кому-то больно. Неосознанная жестокость может быть продиктована исследовательским интересом (например, оторвать бабочке крылья и посмотреть, что будет), может быть подражательной (наказать куклу или животное так, как наказали меня или как увидел по телевизору), жестокость ребенок может проявить и «за компанию», когда очень хочется быть похожим на других. Мучая зверюшку или более слабого сверстника, ребенок не испытывает удовольствия от своего поступка, для него в этой ситуации важно, как он выглядит в глазах компании, которой хочет понравиться.

Другое дело – жестокость осознанная, когда ребенок целенаправленно причиняет вред другому (всегда более слабому), получая от этого удовольствие и не испытывая чувства вины.

Характерно, что агрессивный ребенок никогда не признает свою вину в конфликте!

 

Полезные советы

 

 Если ваш ребенок – агрессор, задумайтесь: ничто не берется ниоткуда. Постарайтесь честно ответить себе: приняты ли в вашей семье ссоры в качестве способа разрешения конфликтов? А рукоприкладство? Равнодушие к вашим старикам? Обычно поведение ребенка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье.

Еще один момент: родители, воспитывающие мальчиков, часто считают драку нормальным для них способом общения и специально поощряют: «Всегда давай сдачи!» Постарайтесь заменить эту разрушающую установку на мирное решение конфликтов и недопустимость провокаций. По крайней мере, учите детей, что нельзя срывать злость на других людях, для этого можно выразить ее иначе – порвать бумагу, умыться, нарисовать злую картинку, порвать ее, глубоко подышать, посчитать до десяти.

 

«Кстати, говорить «Поставь себя на его место!» – просто бессмысленно, – объясняет психолог Марина Звягинцева. – Умение посмотреть на себя со стороны надо воспитывать, причем исподволь. Отличный способ – почитать книги соответствующего содержания. Например, в моем детстве, помню, мы читали сказку про индийского мальчика, который стал таким же маленьким, как бабочка, которую он мучил. И ему пришлось худо! Такие поучительные произведения есть для каждого возраста. 

 

 Даром преподаватели…

 

«Еще один интересный момент – реакция на происходящее со стороны педагогов, – грустит психолог Марина Звягинцева. – Для них любая драка (или выяснение отношений на повышенных тонах) считается их прямой недоработкой, а значит, и виной. Как правило эту позицию навязывают им родители агрессора."Я вам отдал,  вы должны", "Я заплатил, отрабатывайте!", " Вы этому учились"... 

 

 Не спорю, встречаются еще редкие  учителеля, которые хоть как-то пытаются реально решать проблемы с психологическим здоровьем в вверенном им детском коллективе. Однако многие учителя все-таки предпочитают вести себя, как небезызвестные китайские обезьяны: не вижу, не слышу, не скажу. И пытаются спустить все «на тормоза».

Крайне опасная позиция!

Искоренить школьное насилие можно, лишь публично признав факт его существования».

 

Запомните: у уверенных в себе родителей уверенные, спокойные дети!

Для ребенка очень важно, как родители оценивают его в присутствии посторонних взрослых.

Дети считывают наше к ним отношение и интуитивно принимают его.

Так что сформулируйте для себя: за что вы уважаете своего ребенка? 

                                                                                         Материал взят из статьи : Евгении ГРИБКОВой, специально для 72diploma.ru


 

 

 

 

Домашнее задание для родителей: 

Скачиваем и начинаем работать !

 

 «Поллианна» -- фильм 2003 года, снятый по книге Элинор Портер «Поллианна».
Поллианна -- героиня фильма трогательная девочка 11-и лет, у которой нужно учиться Жить, Любить, Верить, Делать Добро, Быть Милосердным, Искренне Радоваться, Ценить каждое мгновение Жизни, Быть Искренней. 
Фильм из тех, которые нужны нам как Надежда на лучшее, как глоток чистой воды и свежего воздуха, когда задыхаешься от творящегося вокруг.
Ведь если такой маленькой девочке под силу воздействовать на очерствевшие сердца взрослых, вселить в их души Доброту, Любовь, Веру, Радость, Милосердие, изменить Жизнь всего городка, то мы тем более все вместе объединившись способны изменить Мир к лучшему.